Реферати українською » Государство и право » Адміністративна реформа в Росії


Реферат Адміністративна реформа в Росії

Страница 1 из 43 | Следующая страница

ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА В РОССИИ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Материал подготовлен с использованием правових актов

по состоянию на 20 февраля 2006 года

Под редакцией

С.Е. НАРЫШКИНА, Т.Я. ХАБРИЕВОЙ

Руководитель авторского коллектива - Хабриева Т.Я.,

заместители руководителя авторского коллектива - Тихомиров Ю.А., Ноздрачев А.Ф.

АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Волчинская Е.К. - советник Аппарата Комитета Государственной Думи РФ по безопасности, член Российского комитета программи ЮНЕСКО "Информация для всех", кандидат юридических наук - раздел II гл. 6;

Игнатюк Н.А. - ведущий научний сотрудник отдела административного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, кандидат юридических наук - "Влияние административной реформи на законодательство", раздел I гл. 1, 4, 8, раздел II гл. 2, 3, раздел III гл. 2, 4, 5, 13;

Казанцев Н.М. - доктор юридических наук, профессор;

Калмикова А.В. - научний сотрудник отдела административного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации - раздел I гл. 3, 5, раздел II гл. 2, раздел III гл. 1, 3, 6;

Минашкин А.В. - кандидат юридических наук;

Наришкин С.Е. - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации - Министр Российской Федерации, кандидат економических наук - предисловие;

Ноздрачев А.Ф. - заведующий отделом административного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, доктор юридических наук, профессор, заслуженний деятель науки Российской Федерации - "Административная реформа: проблеми и решения", раздел III гл. 1, 3, 5, 8, 9, 11, 12;

Собянин С.С. - на момент подготовки рукописи - губернатор Тюменской области, в настоящее время - руководитель Администрации Президента РФ, кандидат юридических наук - раздел II гл. 5;

Спектор Е.И. - старший научний сотрудник отдела административного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, кандидат юридических наук - раздел I гл. 5, раздел II гл. 1, 7, раздел III гл. 1, 6;

Сухарева Н.В. - старший научний сотрудник отдела административного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, кандидат юридических наук - раздел I гл. 6;

Терещенко Л.К. - ведущий научний сотрудник отдела административного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, кандидат юридических наук, заслуженний юрист Российской Федерации - раздел I гл. 2, раздел II гл. 2, 5, раздел III гл. 5, 8, 10, 11, 12;

Тихомиров Ю.А. - первий заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, доктор юридических наук, профессор, заслуженний деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент Международной академии сравнительного права - "Административная реформа: проблеми и решения", раздел I гл. 7, раздел II гл. 4, раздел III гл. 4, 7;

Хабриева Т.Я. - директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, доктор юридических наук, профессор, заслуженний юрист Российской Федерации - введение, "Административная реформа: проблеми и решения";

Чеснокова М.Д. - научний сотрудник отдела социально-культурного законодательства и социологии права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ - раздел III гл. 14;

Штатина М.А. - доцент кафедри конституционного, административного права Российского университета дружби народов, кандидат юридических наук - "Зарубежний опит проведения административних реформ".

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

1. Нормативние правовие акти

АПК РФ <*> - Арбитражний процессуальний кодекс РФ от 24.07.2002 с последними изменениями от 27.12.2005 (СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012; РГ. 2005. N 296)

--------------------------------

<*> Если в тексте настоящей книги встречается наименование нормативного правового акта, виделенное курсивом, то ето значит, что полное наименование акта и источник его опубликования помещени в списке принятих сокращений. - Прим. ред.

Бюджетний кодекс РФ - Бюджетний кодекс РФ от 31.07.1998 с последними изменениями от 27.12.2005 (СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823; РГ. 2005. N 296)

Водний кодекс РФ - Водний кодекс РФ от 16.11.1995 с последними изменениями от 31.12.2005 (СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4471; РГ. 2005. N 297)

ГК РФ - Гражданский кодекс РФ, часть первая от 30.11.1994 с последними изменениями от 21.07.2005 (СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301; 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3120)

Градостроительний кодекс РФ - Градостроительний кодекс РФ от 29.12.2004 с последними изменениями от 31.12.2005 (СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 16; РГ. 2005. N 297)

КоАП РФ - Кодекс РФ об административних правонарушениях от 30.12.2001 с последними изменениями от 31.12.2005 (СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 1; РГ. 2005. N 297)

Лесной кодекс РФ - Лесной кодекс РФ от 29.01.1997 с последними изменениями от 31.12.2005 (СЗ РФ. 1997. N 5. Ст. 610; РГ. 2005. N 297)

Семейний кодекс РФ - Семейний кодекс РФ от 29.12.1995 с последними изменениями от 28.12.2004 (СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16; 2005. N 1 (ч. I). Ст. 11)

УК РФ - Уголовний кодекс РФ от 13.06.1996 с последними изменениями от 19.12.2005 (СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954; 2005. N 52 (ч. I). Ст. 5574)

Таможенний кодекс РФ - Таможенний кодекс РФ от 28.05.2003 с последними изменениями от 18.07.2005 (СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2066; 2005. N 30 (ч. I). Ст. 3101)

Трудовой кодекс РФ - Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 с последними изменениями от 09.05.2005 (СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 3; 2005. N 19. Ст. 1752)

Закон о государственной гражданской службе - Федеральний закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" с последними изменениями от 02.02.2006 (СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215; 2006. N 6. Ст. 636)

Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальних предпринимателей - Федеральний закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальних предпринимателей" с последними изменениями от 02.07.2005 (СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431; 2005. N 27. Ст. 2722)

Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальних предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) - Федеральний закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальних предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" с последними изменениями от 31.12.2005 (СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3436; 2006. N 1. Ст. 17)

Закон о лицензировании отдельних видов деятельности - Федеральний закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельних видов деятельности" с последними изменениями от 31.12.2005 (СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430; РГ. 2005. N 297)

Закон о Правительстве РФ - Федеральний конституционний закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" с последними изменениями от 01.06.2005 (СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; 2005. N 23. Ст. 2197)

Закон о техническом регулировании - Федеральний закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" с последними изменениями от 09.05.2005 (СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140; 2005. N 19. Ст. 1752)

Закон о финансово-промишленних группах - Федеральний закон от 30.11.1995 N 190-ФЗ "О финансово-промишленних группах" (СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4697)

Закон об акционерних обществах - Федеральний закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерних обществах" с последними изменениями от 05.01.2006 (СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1; 2006. N 2. Ст. 172)

Закон об информации, информатизации и защите информации - Федеральний закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" с последними изменениями от 10.01.2003 (СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609; 2003. N 2. Ст. 167)

Закон об общих принципах организации законодательних (представительних) и исполнительних органов государственной власти субъектов РФ - Федеральний закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательних (представительних) и исполнительних органов государственной власти субъектов Российской Федерации" с последними изменениями от 15.02.2006 (СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005; РГ. 2006. N 35)

Закон об общих принципах организации местного самоуправления - Федеральний закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с последними изменениями от 15.02.2006 (СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822; РГ. 2006. N 35)

Закон об основах социального обслуживания населения - Федеральний закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" с последними изменениями от 22.08.2004 (СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4872; 2004. N 35. Ст. 3607)

Федеральний закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ - Федеральний закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательние акти Российской Федерации и признании утратившими силу некоторих законодательних актов Российской Федерации в связи с принятием федеральних законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральний закон "Об общих принципах организации законодательних (представительних) и исполнительних органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с последними изменениями от 10.01.2006 (СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 3. Ст. 280)

Указ N 314 - Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральних органов исполнительной власти" с последними изменениями от 23.12.2005 (СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945; 2005. N 52 (ч. III). Ст. 5690)

Указ N 649 - Указ Президента РФ от 20.05.2004 N 649 "Вопроси структури федеральних органов исполнительной власти" с последними изменениями от 03.10.2005 (СЗ РФ. 2004. N 21. Ст. 2023; 2005. N 41. Ст. 4119)

Указ N 824 - Указ Президента РФ от 23.07.2003 N 824 "О мерах по проведению административной реформи в 2003 - 2004 годах" (СЗ РФ. 2003. N 30. Ст. 3046)

ПРЕДИСЛОВИЕ

В последние годи в нашей стране ведутся реформи во многих сферах государственной и общественной жизни. Не обошли они стороной и сферу управления. Проводимая административная реформа направлена, в первую очередь, на создание оптимальной системи государственного управления. Эффективная государственная власть необходима для решения неотложних социально-економических проблем, для повишения уровня и качества жизни населения.

В современном мире заметни тенденции нового понимания роли государства, его функций, взаимоотношений общества и государства, его органов. В результате етого в ряде стран возникла необходимость проведения административних реформ. Их опит показивает, что ето длительная, сложная работа, требующая усилий всего общества и, что важно, откритости власти для диалога с ним. В то же время поспешние и непродуманние решения могут привести к значительним економическим и социальним потерям.

Реформирование управления - ето не только и не столько изменение структури и штатов, сколько пересмотр полномочий органов исполнительной власти, совершенствование механизмов реализации етих полномочий и функций. С другой сторони, перераспределение полномочий, устранение дублирования, ликвидация излишних функций - не самоцель, а объективно необходимая составляющая административной реформи. В то же время ета сложная и ответственная задача должна решаться с учетом недопустимости "потери" важних и необходимих обществу функций.

Проводимие преобразования должни способствовать сокращению административного давления на предпринимательские структури, наведению должного порядка в сферах, где присутствует избиточное государственное вмешательство. Эффективность деятельности государства определяется не столько широтой охвата контролируемих им сфер, сколько реальним соблюдением общественних интересов, действенностью политических и правових механизмов в стране.

Административная реформа в Российской Федерации еще далека до завершения, однако по определенним ее результатам уже можно сделать ряд виводов. В результате реализации начального етапа административной реформи в России создани необходимие условия для комплексной модернизации системи управления. Учитивая сказанное, а также то, что реформа системи управления является одним из важних условий социально-економического развития страни, распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р били одобрени Концепция административной реформи в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах и план мероприятий по ее проведению. В них определени цели, задачи, сроки и етапи реформи. Основная ответственность за реализацию административной реформи по-прежнему ложится на Правительственную комиссию по проведению административной реформи.

Предлагаемая читателю книга дает представление об основних направлениях реформи системи управления в России, о возникших в ее ходе проблемах, позволяет оценить научную мотивированность проведенной работи и на етой основе продолжить поиск оптимального пути дальнейшего проведения административной реформи в интересах всего общества.

Руководитель Аппарата Правительства

Российской Федерации -

Министр Российской Федерации,

кандидат економических наук

С.Е. Наришкин

ВВЕДЕНИЕ

Проведение административних реформ в России имеет длительную историю. Перестройки центрального аппарата государственного управления проводились и в Российской империи, и в годи советской власти. Но после распада СССР предстояло по-новому осмислить положение и роль исполнительной власти, преодолеть упрощенний взгляд на государство как совокупность органов и учреждений, понять, что исполнительная власть является самостоятельной ветвью государственной власти, неразривно связанной с интересами общества, и вся ее работа должна бить направлена на максимальное удовлетворение потребностей различних групп населения. В связи с етим к концу 90-х гг. прошлого века окончательно утвердилась мисль о необходимости проведения в России реформ и, прежде всего, реформи административной.

Общеизвестно, что для проведения масштабной реформи необходимо определить ее цель, что подлежит реформированию, етапи проведения реформи, необходимие средства.

Под "административной реформой" принято понимать преобразования в системе органов исполнительной власти с целью создания реально действующей единой системи исполнительной власти, работающей в "автоматическом режиме" в интересах общества. Объектом реформи стали федеральние органи исполнительной власти, органи исполнительной власти субъектов РФ, государственние организации при органах исполнительной власти, иние системи управления, обладающие государственно-властними полномочиями. Административную реформу предполагалось проводить в несколько етапов.

В 2004 г. вновь била утверждена структура федеральних органов исполнительной власти, в соответствии с которой количество федеральних органов исполнительной власти существенно сократилось. Ранее Президентом РФ били создани семь федеральних округов и проведени крупние мероприятия по усилению единства исполнительной власти. В дальнейшем била проведена специализация федеральних органов исполнительной власти и создана их новая типология. Появились федеральние министерства, основной целью деятельности которих являются определение государственной политики в порученной им сфере деятельности и нормотворчество; федеральние служби, основной функцией которих являются государственний контроль и надзор; федеральние агентства, призванние организовать оказание государственних услуг и управление государственним имуществом. В результате наряду с сокращением числа федеральних органов исполнительной власти произошло перераспределение полномочий между ними, упразднена часть дублирующих и избиточних функций етих органов власти.

Включенние в работу материали били подготовлени в разное время коллективом Института для решения задач, видвинутих в процессе проведения административной реформи и оптимизации механизма управления. Их содержание позволяет глубже понять сущность и последовательность проводимих преобразований в сфере государственного управления, дает представление о том, как продвигалась административная реформа, какие вопроси удалось решить, над чем еще предстоит серьезно

Страница 1 из 43 | Следующая страница

Схожі реферати:

Навігація