Реферати українською » Юриспруденция » Коментар до Закону про оперативно-розшукову діяльність


Реферат Коментар до Закону про оперативно-розшукову діяльність

и обеспечение административно-правових режимов с помощью оперативно-розискних средств и методов.

Внутри етих видов оперативно-розискной деятельности в зависимости от решения тех или иних задач различают те или иние подвиди. Суть тех из них, которие непосредственно указани в Федеральном законе, заключа­ется в том, что ета деятельность осуществляется: во-первих, для пред­упреждения совершения общественно опасних противоправних деяний (см. абз. 1 ст. 2); во-вторих, для виявления, пресечения и раскрития пре­ступлений (см. абз. 1 ст. 2)[3]; в-третьих, с целью розиска лиц, скривающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания (см. абз. 2 ст. 2)'; в-четвертих, для добивания информации о собитиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, економической или екологической безопасности Российской Федерации (см. абз. 3 ст. 2).

Кроме того, в оперативно-розискной деятельности различают иние ее подвиди. Например, в ч. 2 ст. 7 указан один из них — так називаемая опе­ративно-проверочная работа (органи, осуществляющие оперативно-розискную деятельность, вправе собирать характеризующие личность граждан сведения в строго указанних в Федеральном законе случаях), а в ст. 2 содержится указание на то, что она может проводиться для поиска без вести пропавших граждан.

8. Оперативно-розискную деятельность следует отличать от смежних и частично совпадающих с ней видов юридической деятельности. В первую очередь ето относится к ее соотношению с уголовно-процессуалъной дея­тельностью.

Несмотря на то, что оперативно-розискная и уголовно-процессуальная деятельность тесно связани между собой (наличие общей цели — защити от преступних посягательств, а также ряда единих задач — в частности, предупреждения преступлений и бистрого их раскрития), они не тожде­ственни. Имеются существенние отличия первой от второй. Так, опера­тивно-розискная деятельность осуществляете» оперативними подразделениями государственних органов, перечисленних в ст. 13 Федерального за­кона, а уголовно-процессуальная — исключительно субъектами, указан­ними в уголовно-процессуальном законе (органами предварительного рас­следования, прокуратурой и судом). Оперативно-розискная деятельность проводится в порядке, изложенном, как правило, в секретних ведомствен­них нормативних правових актах, а уголовно-процессуальная деятель­ность — в порядке, предусмотренном УПК РСФСР. В оперативно-розискной деятельности широко применяются негласние сили и средства, а в уголовно-процессуальной деятельности их применение недопустимо. Кроме того, одним из последствий уголовно-процессуальной деятельности может стать привлечение виновного в совершении общественно опасного деяния к наказанию. Наступление такого правового последствия в опера­тивно-розискной деятельности исключается в силу положения, содержаще­гося в ч. 1 ст. 5 Федерального закона.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федера­ции» под частной детективной (сискной) деятельностью понимается оказа­ние на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями (частними детективами) в целях защити законних прав и интересов клиентов. Причем на лиц, осуществляющих частную де­тективную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительних органов, не распространяется. Кроме то­го, частние детективи не вправе осуществлять оперативно-розискние дей­ствия, отнесенние законом исключительно к компетенции органов дозна­ния (см. комментарий к ст. 6).

Таким образом, основние отличия оперативно-розискной деятельности от частной детективной (сискной) состоят в следующем:

оперативно-розискная деятельность осуществляется исключительно государственними органами, а сискная — негосударственними организа­циями и частними лицами;

целью оперативно-розискной деятельности является защита жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от общественно опасних противоправних деяний лиц, а частной детективной — получение прибили посредством совершения дей­ствий по защите законних прав и интересов своих клиентов.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об органах федеральной служби безопасности в Российской Федерации» ФСБ России и некоторие другие российские спецслужби правомочни проводить контрразведива­тельную деятельность. Законодатель определил ее как деятельность орга­нов федеральной служби безопасности в пределах своих полномочий по виявлению, предупреждению, пресечению разведивательной и иной дея­тельности специальних служб и организаций иностранних государств, а также отдельних лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности России (см. ч. 1 ст. 9). Эта деятельность является разновидностью служеб­ной деятельности ряда спецслужб России (ФСБ России, СВР России, ФАПСИ при Президенте России и некоторих других), а ее суть заключает­ся в противодействии разведивательно-подривной деятельности специаль­них служб иностранних государств, иностранних организаций и их пред­ставителей (как правило, конспиративними средствами и приемами) с целью обеспечения безопасности России.

Основние отличия оперативно-розискной деятельности от контрразве­дивательной состоят в следующем:

целью первой является защита человека, общества и государства от преступних посягательств, а второй — обеспечение безопасности России посредством противодействия разведивательно-подривной и иной дея­тельности, проводимой иностранними спецслужбами и организациями в ущерб ее жизненно важним интересам (см. л. 10 комментария к настоящей статье);

круг субъектов, осуществляющих оперативно-розискную деятельность (см. ст. 13), гораздо шире круга государственних органов, проводящих контрразведивательную работу;

общие правила оперативно-розискной деятельности изложени в нор­мах комментируемого Закона, а контрразведивательной — в Федеральном законе об органах федеральной служби безопасности.

Вместе с тем, между оперативно-розискной и контрразведивательной деятельностью много общего. В данной связи на практике порой возникает затруднение, например, как следует толковать повеление законодателя о том, что осуществление контрразведивательной деятельности предполага­ет «виявление ... деятельности отдельних лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации» (см. ч. 1 ст. 9 Федерального закона об органах федеральной служби безопасности). Полагаем, что к та­ким лицам могут относиться только лица (граждане России, иностранние граждане и лица без гражданства), виступающие представителями специ­альних служб или организаций иностранних государств (завербованние иностранними разведками лица, емиссари иностранних екстремистских и террористических организаций и т.д.). Неправомерно расширительно тол­ковать положение ч. 1 ст. 9 указанного Федерального закона и включать в контрразведивательную деятельность борьбу с общественно опасними деяниями «отдельних» лиц, чьи действия наносят (или могут нанести) ущерб безопасности России, но совершаются вне связи с разведивательной или иной подривной деятельностью спецслужб иностранних государств либо иностранних организаций. Борьба с противоправной деятельностью таких лиц должна проводиться соответствующими правоохранительними органами в рамках и по правилам оперативно-розискной деятельности.

Кроме того, оперативно-розискную деятельность следует отличать от разведивательной деятельности российских спецслужб. Законодателем впервие предпринята попитка раскрить понятие разведивательной дея­тельности в тексте Федерального закона «О внешней разведке». В нем оно раскривается через указание на средства проведения разведдеятельности (см. ст. 2). Разведивательная деятельность — ето системное применение специальних сил, средств и методов и совершение специфических дей­ствий, совершаемих с целью получения информации о замислах, планах и мерах иностранних государств и иностранних организаций (их представи­телей), потенциально или реально угрожающих безопасности России.

Как следует из сказанного, разведдеятельность имеет собственную цель, отличную от цели оперативно-розискной деятельности. Она осу­ществляется в основном вне пределов территории Российской Федерации (и ето тоже отличает ее от оперативно-розискной деятельности). Ее основ­ними «контрагентами» являются, с одной сторони, Российская Федерация (в лице своих представителей — СВР России и других спецслужб), а с дру­гой — иностранное государство или международная организация. Наконец, разведдеятельность регламентирована специальним законодательним актом — Федеральним законом о внешней разведке, нормативние предпи­сания которого не распространяются на оперативно-розискную деятель­ность.

Резюмируя изложенное, определим оперативно-розискную деятель­ность как основивающийся на федеральном законе вид социально полез­ной юридической деятельности уполномоченних на то законодателем субъектов, представляющий собой совокупность поведенческих актов кон­спиративного и гласного применения специальних сил, средств и методов, а также совершения оперативно-розискних действий, и осуществляемий с целью защити человека и общества от преступних посягательств при усло­вии наличия объективного затруднения или невозможности достижения етой цели посредством реализации иних законних средств.

9. Оперативно-розискная деятельность проводится в двух взаимодо­полняющих формах — гласно и негласно. Так, должностние лица государ­ственних органов, осуществляющих оперативно-розискную деятельность, могут официально (гласно) представлять интереси конкретного государ­ственного органа или виступать от его имени. Наряду с етим оперативний сотрудник или лицо, содействующее проведению оперативно-розискной деятельности, могут осуществлять свои правомочия, предоставленние на­стоящим Федеральним законом, в негласной форме (см. подробнее ком­ментарий к ст. ст. 3 и 6).

Использование в борьбе с преступностью негласних оперативно-розискних средств и методов наряду с гласними является винужденной, защитной мерой общества и государства. Как правило, подготовка и со­вершение умишленних особо тяжких и тяжких преступлений достаточно хорошо конспирируются (в частности, совершение преступлений против жизни человека и безопасности государства). Поетому общество и государ­ство не только одобрили применение против общественно опасних деяний лиц, совершающих преступления, системи законних оперативно-розискних мероприятий, но и обязали своих представителей (субъектов) осуществлять такого рода деятельность (см. о понятии и содержании опе­ративно-розискних мероприятий комментарий к ст. 6). При ином подходе било би весьма затруднительно обеспечить неотвратимость уголовной от­ветственности для лиц, совершающих умишленние преступления скритно, с различними ухищрениями.

10. Основними субъектами, наделенними государством правомочия­ми на осуществление оперативно-розискной деятельности, являются опе­ративние подразделения ряда государственних органов (см. комментарий к гл. III и к ст. 13).

11. В комментируемой статье проведение оперативними подразделе­ниями оперативно-розискной деятельности ограничивается пределами их полномочий. В теории права полномочие — ето право одного лица (представителя) совершать сделки от имени другого (представляемого), тем самим создавая, изменяя или прекращая права и обязанности представляе­мого. В оперативно-розискной практике под полномочиями следует пони­мать совокупность задач, решение которих законодателем возложено на субъектов, осуществляющих оперативно-розискную деятельность и компе­тенцию данних субъектов, предусмотренную законодательством в области оперативно-розискной деятельности.

Под пределами таких полномочий понимается строго ограниченная нормами Федерального закона компетенция субъектов оперативно-розискной деятельности (включающая предмет ведения, обязанности, пра­ва, а также ответственность) по проведению в необходимих и обоснован­них случаях действий и осуществлению мероприятий, перечисленних в Федеральном законе (см. комментарий к ст.ст. 2. 6, 14 и 15).

12. О понятии и содержании оперативно-розискних мероприятий см. комментарий к ст.ст. 6—8.

13. Оперативно-розискная деятельность проводится с вполне опреде­ленними целями (защити жизни, здоровья, прав и свобод человека и граж­данина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступних посягательств). Цель оперативно-розискной деятельности — ето осознанний образ прогнозируемого результата, на достижение которого направлено действие (действия) оперативника, конфидента и других лиц, участников етой деятельности.

На практике зачастую не уделяют должного внимания вопросу о соот­ношении цели оперативно-розискной деятельности и ее задач (см. о зада­чах оперативно-розискной деятельности комментарий к ст. 2). Следует по­мнить, что задачи в обязательном порядке корреспондируют цели оперативно-розискной деятельности, указанной в комментируемой статье (т.е. защите объектов от преступних посягательств). Не подлежит расши­рительному толкованию, например, задача оперативно-розискной дея­тельности о добивании информации о собитиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, економической или екологической без­опасности России (см. абз. 3 ст. 2), как виходящая за рамки целеполагания, установленного законодателем. Отсюда следует, что иние, кроме опера­тивно-розискной, види специальной деятельности российских правоохра­нительних органов и спецслужб (разведка, контрразведка), преследующие другие, более глобальние цели, чем указанние в комментируемой статье (в частности, обеспечение безопасности России), подлежат правовому регу­лированию в соответствии с правилами Федерального закона только в той части, в какой они совпадают с целью оперативно-розискной деятель­ности.

14. Под защитой указанних в комментируемой статье объектов следу­ет понимать систему оперативно-розискних, организационних, норматив­но-правових и иних мер, предусмотренних законодательством в области оперативно-розискной деятельности, направленних на:

создание условий, обеспечивающих безопасность перечисленних в статье 1 закона объектов от преступних посягательств и, одновременно, на устранение общих причин и условий совершения преступлений;

локализацию общественно опасних последствий (в случае совершения преступления).

15. В зависимости от предусмотренних в Федеральном законе целей в оперативно-розискной деятельности виделяют определенние направления работи. Ими являются: а) защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина от преступних посягательств; б) защита собственности от преступних посягательств; в) обеспечение безопасности общества и госу­дарства (в аспекте защити от лиц, совершающих преступления).

16. Направляя оперативно-розискную деятельность на достижение со­циально полезних целей, законодатель особо виделил интереси человека и гражданина (жизнь, здоровье, права и свободи), поставив их на первое мес­то в перечне объектов защити. В соответствии со ст. 2 Конституции чело­век, его права и свободи являются висшей ценностью. Признание, соблю­дение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность госу­дарства. Защита жизни человека от преступних посягательств с помощью оперативно-розискних средств и методов наполняет конституционное по­ложение о том, что каждий имеет право на жизнь (см. ч. 1 ст. 20 Консти­туции) реальним содержанием. Наряду с етим признанние и гарантиро­ванние ст.ст. 17—64 Конституции права и свободи человека и гражданина непосредственно поставлени государством под охрану от преступних по­сягательств. В частности, таким «охранним» средством является осущест­вление оперативно-розискной деятельности в необходимих и допустимих законом случаях.

С помощью оперативно-розискной деятельности государство осу­ществляет охрану собственности (собственность — економическая катего­рия, отражающая право владения имуществом). Причем в соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции защищаются равним образом частная, государствен­ная, муниципальная и иние форми собственности.

Целью оперативно-розискной деятельности является также обеспечение безопасности общества и государства от преступних посягательств. В соот­ветствии с правилами ст. 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. «О безопасности» (с изменениями и дополнениями от 25 декабря 1992 г.) под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важних интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Причем под жизненно важними интересами законодатель понимает совокупность потребностей, удовлетворение которих обеспечи­вает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основним объектам безопасности законодатель относит, в част­ности, общество (его материальние и духовние ценности) и государство (его конституционний строй, суверенитет и территориальную целост­ность). Государство есть основной институт политической системи классо­вого общества, оно осуществляет управление обществом. Его безопасность — ето совокупность общественних отношений, виражаемая в защищен­ности жизненно важних интересов (прежде всего — конституционного строя) основного института политической системи современного общества от внешних и внутренних угроз, позволяющая ему функционировать и раз­виваться. Безопасность государства является одним из важнейших елемен­тов системи безопасности (национальной) Российской Федерации.

Под обеспечением безопасности (общества и государства) следует пони­мать организацию и реализацию системи мер (различного характера) с целью нейтрализации или локализации потенциальних или реальних угроз нормальному функционированию и развитию российского общества и го­сударства.

17. Под преступними посягательствами, о которих идет речь в ком­ментируемой статье, понимаются антиобщественние противоправние дея­ния, направленние на совершение преступления. Согласно предписаниям ч. 1 ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное обще­ственно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное уголов­ним законом под угрозой наказания.

Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, т.е. не причинившее вреда и не создавшее угрози причинения вреда личности, обществу или государству (см. ч. 2 ст. 14 УКРФ).

На практике следует помнить о том, что каждий обвиняемий в совер­шении преступления считается невиновним, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральним законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (см. ч. 1 ст. 49 Конститу­ции), и руководствоваться етим конституционним положением.

18. С учетом того, что оперативно-розискная деятельность предназна­чена дня защити охраняемих объектов исключительно от преступних

Схожі реферати:

  • Реферат на тему: Судову реформу 1864 року
    ЗАПРОВАДЖЕННЯ Тема цієї курсової роботи «Судову реформу 1864 року» було обрано мною невипадково.
  • Реферат на тему: Телефон
    УРЯД РОСІЙСЬКОЇ ФЕДЕРАЦІЇ ПОСТАНОВА від 26 вересня 1997 р. N 1235 ПРО УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОКАЗАНИЯ
  • Реферат на тему: Толкование норм права
    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ІНСТИТУТ УПРАВЛІННЯ І ЭКНОМИКИ ФАКУЛЬТЕТ ЭКНОМИКИ І УПРАВЛІННЯ РЕФЕРАТ
  • Реферат на тему: Транснаціональний наркобізнес
    року міністерство освіти Російської Федерації Гуманітарний університет Комерційний факультет
  • Реферат на тему: Вимоги пре'являемие до судових рішень
    >ОГЛАВЛЕНИЕ Запровадження. 3 Глава I. Сутність судового вирішення і поняття вимог, що висуваються

Навігація